Официальный сайт Общественного совета при Управлении Министерства Внутренних Дел по городу Нижнему Новгороду
Официальный сайт Общественного совета при Управлении Министерства Внутренних Дел по городу Нижнему Новгороду
Народное доверие
Все местные криминальные элементы участковому Александру Созонову известны. За 8 лет работы в участковом пункте полиции № 2 в Советском районе он, по его словам, научился не верить их слезливым обещаниям исправиться.
– Когда заключенные освобождаются из мест лишения свободы, к нам приходят сведения о них. Прихожу проверять их проживание. Поговорим, узнаем друг друга, если раньше не знали. А дальше как пойдет. Я для себя выводы сделал, они для себя, – рассказывает Александр, безошибочно ведя нас лабиринтами хрущевок к нужному дому.
В Нижнем Новгороде 334 участковых уполномоченных полиции. 35-летний лейтенант полиции, участковый уполномоченный участкового пункта полиции № 2 Советского района Александр Созонов был назван «лучшим участковым 2013 года», награжден за службу двумя медалями и множеством благодарностей. А в октябре 2014 в районном отборочном туре онлайн-конкурса «Народный участковый» набрал больше всего голосов в своем родном, Советском районе.
Правда, Александр не стал победителем второго тура онлайн-голосования. Нижегородскую область на всероссийском этапе народного конкурса представлял участковый Александр Пасякин из Арзамаса.
Но Александр говорит, что не расстроен. Да и просто некогда. Вместе с увеличением зарплаты сотрудникам правоохранительных органов в 2012 году участковым добавили и обязанностей. Александр объясняет:
– Везде тяжело. У меня друзья в других подразделениях полиции работают. Непросто и следователям, и дознавателям, и сотрудникам ДПС. Везде свои плюсы, свои минусы.
Плюсы своей работы молодой, но уже опытный участковый Александр Созонов видит в том, что уже привык и коллектив нравится.
– Коллектив дружный, руководители понимающие. Отношения нормальные. Я не планирую куда-то уходить, – говорит он.
Повезло ему, как рассказывает, и с наставниками.
– Наш руководитель, старший участковый уполномоченный Владислав Владимирович Симонов, многому меня научил. Грамотный человек, никогда не бросал, не оставлял. Он как друг, несмотря на то, что мой руководитель.
«Мы мечтали о мужских профессиях»
Но главный плюс для Александра в том, что он стал тем, кем хотел.
– Нас как-то с детства так воспитывали. Мы хотели стать полицейскими, летчиками, космонавтами, о мужских профессиях мечтали. У меня все друзья - кто военный, кто в полиции служит. Отец рано умер, мать нас с братом одна растила. Сначала речное училище закончил. Успел пару лет поработать механиком на корабле, но не понравилось, не мое. Принял решение пойти в милицию. Мать согласилась. Сразу начал работать и параллельно учиться в Академии МВД. А брат стал пожарным. Так и пришел. Пока не жалею, – рассказывает Александр.
Детей у Александра пока нет.
– Стал бы отговаривать сына? Не знаю, – отвечает он на вопрос. – Поговорил бы серьезно. Может быть, и отговаривал бы. Потому что сложная это работа.
Непредсказуем каждый день
Рабочий день участкового — с 14.00 до 23.00. День начинается с развода в отделе полиции, на котором ставятся задачи, доводится оперативная обстановка по району и городу. Далее разбираются заявления и сообщения о происшествиях, случившихся за последние часы на территории участка. Сначала они поступают в дежурную часть, затем их расписывают по подследственности, кому куда.
– Мы приходим, получаем эти сведения, текущие документы, поручения следователя, дознавателя, запросы. Потом начинается работа. Каждый материал – людское горе, за каждым - судьбы людей. Поэтому без ответственного отношения – никуда. Если нет состава преступления, выносишь постановление об отказе. Многие граждане воспринимают такое решение негативно, поэтому важно разъяснить людям, почему принято такое постановление и куда обратиться за решением проблемного вопроса. По материалам, где «на лицо» состав преступления, необходимо грамотно и скрупулезно провести проверку, собрать первоначальные данные, которые впоследствии могут сыграть важную роль в расследовании уголовного дела и привлечении к ответственности совершившее преступление лицо, – рассказывает Александр обыденным тоном. – Еще патрулируем, рейды проводим. Но бывает, что и весь день за бумагами проходит. Есть установленные законом сроки. Нарушение срока — это нарушение законности.
Но день, начавшийся как «бумажно-спокойный» может вылиться в самый настоящий полицейский триллер: контингент, с которым приходиться работать участковым, скучать не дает.
– Не знаю так сразу, о чем рассказать. Много разных случаев происходило.., – медлит Александр. – Ну вот, например. Работали выявлению притона, где собираются наркоманы для употребления «зелья». Я расставил людей, чтобы следили за домом. А сам решил с другой стороны дома встать. Прохожу, мимо бежит парень, за ним кто-то гонится и кричит. Парень что-то бросает. Меня увидел, в другую сторону побежал. Значит, неспроста. Догнал его, повалил, наручники защелкнул. Произвел задержание, то есть. На лавку посадил, спрашиваю: чего украл? Ничего, говорит, бутылку воды бросил. Пойдем в магазин, где купил, покажешь. Сам думаю, как потерпевшего искать? И тут мужик подходит к нам и рассказывает, что он директор магазина, а задержанный только что в его магазине совершил грабеж, открыто похитил сварочный аппарат. А у этого парня и документов-то в жизни не было, ни паспорта, ничего, только справка об освобождении.
– Если напала агрессивная компания?.. Ну, точно уж не побегу от них. На этот случай и оружие есть. Но опять же, оружие-то применять законно надо. Если просто трое выпивших кричат на тебя, что их, застрелить?.. Это когда уже угроза жизни, когда уже непосредственно нападают. Я стараюсь до этого не доводить. У меня получается обойти это все. Очень редко, когда мы оружие применяем. Лучше человеку попытаться объяснить все словами, – говорит Александр.
Самая главная беда
Наконец мы подходим к подъезду, перед которым курит молодая беременная женщина. Здоровается с Александром, без эмоций воспринимает и нас.
– Привет, Марина (имя изменено. – ред.). За здоровьем, когда следить будешь?
– Слежу.
В маленькой «однушке» большая семья: молодая семейная пара, ждущая ребенка, две сестры. Трое из четверых наркоманы и ранее судимые. Одна из сестер была осуждена за попытку убийства своего отца. Муж А. провел в заключении три срока (12,5 из 33 лет своей жизни). Кражи, грабежи.
– За что сидели?
– По хулиганке (что неправда — прим. ред.). Вырос, осознал... Участковый исправил, дай бог здоровья... Спасибо. И вам не хворать.
Выйдя из подъезда, Александр комментирует это «исправил».
– Что с такими сделаешь? Я разговариваю, а они так и говорят: «Понимаешь, начальник, я уже просто не смогу. Я понимаю все, что мне объясняешь. Но у меня ломки». Как вы его перевоспитаете? Приходят матери, у которых наркоманы отбирают деньги, а что с ними можно сделать, их лечить надо, они больные. А мы не можем направить на лечение. Только суд.
Поэтому и уделяет Александр, как и все добросовестные участковые, особое внимание подросткам.
– Заметил, заподозрил кого-то, даже если раньше в поле зрения не попадал, начинаем профилактику. Вот с ними-то что-то можно успеть сделать. Конечно, удавалось остановить. Многих. Иногда даже нескольких бесед бывает достаточно. Благодарят потом.
– Страшно за семьи, где маленькие дети растут, – сетует Александр. – Впитывают от своих непутевых родителей. Как правило, начинают так же себя вести. Где мама пьет, где папа, где оба. С инспекцией по делам несовершеннолетних работаем, вместе такие семьи навещаем. Кого-то удается убедить.
И угрозы, и жалобы
В Советском районе 10 участковых пунктов полиции. На территории, подведомственной УПП № 2 в Советском районе, среди 11700 жителей порядка 25 неблагополучных семей, состоящих на учете. Но с жалобами и проблемами идут и благополучные граждане. Есть и жалобы, которые Александр назвал «судьбой участкового»:
– У нас участок, где много пожилых. Беседы с бабушками занимают много времени. И надо спокойно к этому относиться. Видишь, пожилой человек, чего злиться, ругаться? В большинстве случаев им просто надо пообщаться. Пришли: и поговорили и пожаловались. Люди разные, все идут к нам. Надо быть и психологом, и наркологом, всем.
Бывает, что криминальные элементы, отправленные за решетку, угрожают участковому и обещают свести счеты.
– Да нет, не страшно, – отвечает Александр. – Встречал потом. Один мне лично звонил из тюрьмы, найду, мол. Но он же понимает, что ничего такого не сделает.
Когда у всех праздники, у полицейских, в том числе участковых, работа.
В новогодние каникулы, по словам Александра Созонова, «2-3 дня отдохнуть получается, не больше».
– В отпуск да, хочется. К матери в деревню съездить, в Кстовский район. С друзьями вижусь тоже редко. Вот на строевом смотре виделись, маршировали вместе, – смеется Александр.
Не секрет, что физической и служебной подготовке личного состава полицейских служб уделяется особое внимание. Не исключение и служба участковых.
- Нас тестируют постоянно. Раз в месяц сдаем зачеты по знанию нормативной базы, бег, отжимание, подтягивание... А на стрельбы чаще ходим. Служба такая.
Наталья Резонтова
газета "Нижегородский рабочий"