Официальный сайт Общественного совета при Управлении Министерства Внутренних Дел по городу Нижнему Новгороду

Общественный совет
при управлении мвд России
по г. Нижнему Новгороду

ПРОТОКОЛ № 6 ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ МВД РОССИИ ПО Г. Н. НОВГОРОДУ

06 Ноябрь 2014, 09:52

Председательствовал: Председатель Общественного совета при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду В.А. Гребенщиков.

Присутствовали:

- Члены Общественного совета при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду (19 человек) и представители экспертной группы Общественного совета (9 человек);

- Начальник Управления МВД России по г. Н. Новгороду полковник полиции В.Н. Пронин, заместитель начальника Управления МВД России по г. Н. Новгороду подполковник внутренней службы С.А. Горячев, заместитель начальника полиции Управления МВД России по г. Н. Новгороду полковник полиции А.А. Фомин, начальника ОУР Управления МВД России по г. Н. Новгороду майор полиции С.А. Полянский, начальник отдела по связям со СМИ Управления МВД России по г. Н. Новгороду майор внутренней службы Н.Н. Евсина;

- заместитель главы администрации г. Н. Новгорода В.А. Никонов, начальник ГУ ФСИН России по Нижегородской области генерал-майор внутренней службы В.А. Дежуров, начальник ФКУ ИК № 2 ГУ ФСИН России по Нижегородской области подполковник внутренней службы И.Л. Репин, начальник пресс-службы ГУ ФСИН России по Нижегородской области Е.Н. Никишова, прокурор Нижнего Новгорода А.И. Гальченко, заместитель прокурора Нижнего Новгорода С.А. Зайцев, директор ОАО «Банк Москвы» М.И. Моисеева.

Повестка заседания:

  1. Экскурсия: Посещение «Дома матери и ребенка» при ФКУ ИК №2 ГУФСИН России по Нижегородской области.
  2. О создании в составе Общественного совета при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду экспертной группы.
  3. О результатах оперативно-служебной деятельности Управления МВД России по г. Н. Новгороду за 10 месяцев 2014 года.
  4. О мерах воспитательного характера, реализуемых в целях предупреждения рецидивной преступности и социальной дезорганизации осужденных к лишению свободы женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях системы ФСИН России (на примере ФКУ ИК № 2 ГУФСИН России по Нижегородской области).
  5. О реализации положений Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в профилактике рецидивной преступности на территории Нижнего Новгорода.
  6. Организация взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и профилактики наркопотребления.

1. Вступительное слово председателя Общественного совета при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду В.А. Гребенщикова

Он озвучил, что главной темой сегодняшнего заседания стали вопросы безопасности дорожного движения на территории Нижнего Новгорода и противодействия незаконной игорной деятельности. Было отмечено, что Общественный совет при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду готов в рабочем порядке высказать ряд предложений в данном направлении, в том числе по проведению совместных мероприятий профилактического характера. Озвучил, что уже повторно совет проводит заседание на базе ИК № 2. Сегодня заседание решено провести в новом формате, началом которого послужит экскурсия по исправительному заведению с вручение подарков от членов совета несовершеннолетним воспитанникам Дома матери и ребенка при ИК №2.

Проинформировал присутствующих о факте исключения ее из состава Общественного совета при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду Л.М. Лукиных в связи со смертью.

Довел информацию о проекте создания экспертной группы Общественного совета, в которую войдут представители нижегородских организаций, учреждений и предприятий с целью оказания практической помощи членам Общественного совета в реализации возложенных на них обязанностей и наделив ее полномочиями, связанными с рассмотрением инициатив граждан и общественных формирований по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел.

Представил членам совета 9 кандидатов, претендующих на должности членов экспертной группы. Произведена процедура голосования на предмет создания экспертной группы при Общественном совете (100 % присутствующих членов Общественного совета проголосовали положительно на вопрос: «За создание экспертной группы» и 0 % - на вопрос: «Против создания Общественного совета»). Произведена процедура голосования за каждого из включаемых в состав экспертной группы членов (100% голосов за каждого из 9 кандидатов). Распределил членов экспертной группы по направлениям кураторства.

2.      Выступление заместителя начальника Управления МВД России по г. Н. Новгороду подполковника внутренней службы С.А. Горячева на тему: «О результатах оперативно-служебной деятельности Управления МВД России по г. Н. Новгороду за 10 месяцев 2014 года».

____________________________________________________________________

С.А. Горячев отметил, что практические шаги привели к позитивным переменам в обеспечении правопорядка в городе.

На 28,3% снизился уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения (-421; 1488 преступлений). Сократилось на 28% количество зарегистрированных преступлений (13579), в том числе на 24% тяжких и особо тяжких составов (3770).Объективным индикатором снижения уровня криминальной напряженности служит динамика тяжких насильственных преступных деяний. Здесь уменьшилось общее число преступлений против личности (-19,7%; 2074), в т.ч. убийств (-15,7%; 43), изнасилований (-40,0%; 6), фактов умышленного причинения тяжкого (-5,0%; 152) и среднего (-14,7%; 128) вреда здоровью. Возрос процент розыска скрывшихся преступников (+0,9%; 60,0%), без вести пропавших лиц (+1,4%; 38,7%) и по установлению личности неопознанных трупов (+3,0%; 29,4%). Продолжалось развитие системы профилактики правонарушений. Уменьшилось число деяний, совершенных подростками (-2,3%; 251) и лицами с криминальным опытом (-10,2%; 3661). Повысился уровень безопасности граждан в общественных местах и на улицах. Количество совершенных здесь преступлений снизилось на 11,6% (с 6974 до 6165). Наметились позитивные тенденции в противодействии имущественной преступности (-39,5%; 7550). Значительно меньше совершено грабежей (-29,8%; 729), разбойных нападений (-29,4%; 77), мошенничеств (-61,5%; 1167), вымогательств (-52,2%; 266) и краж (-23,3%; 4607), в том числе квартирных (-31,5%; 329). При этом существенно улучшилась их раскрываемость. Значительное влияние на состояние имущественной преступности и криминальную обстановку в целом оказывает наркотизация населения.  Возросло количество выявленных (+30,3%; 2268) и раскрытых (+30,1%; 993) преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Причем, более чем три четверти (76,8%) от всех пресеченных наркодеяний (+26,7%; 1741), приходится на долю сотрудников органов внутренних дел. Ликвидирован 31 наркопритон (2013 г.– 45). Из незаконного оборота изъято 318,1 кг наркотических средств (2013 г. – 160,0 кг).  К числу факторов, неблагоприятно влияющих на уровень наркотизации населения следует отнести увеличение масштабов распространения в молодежной среде новых видов психотропных веществ, схожих по действию с наркотическими, но не входящих в перечень запрещенных, так называемые «дизайнерских» наркотиков, более известными на рынке как курительные («спайсы») и ароматизирующие («миксы») смеси. Они зачастую распространяется с использованием бесконтактных схем сбыта через сеть Интернета и банковские терминалы. О принимаемых полицией мерах по противодействию наркопреступности доведет в своем выступлении начальник отдела уголовного розыска Управления Сергей Анатольевич Полянский.

Наркобизнес является питательной средой организованной преступности. В отчетном периоде больше раскрыто деяний в составе ОПГ (+23,0%; 535), в том числе мошенничеств (+53,5%; 416). К уголовной ответственности привлечено 83 участника ОПГ (2013г. – 102), из них 15 лидеров криминальной среды (2013г. – 16). Организованная преступность все отчетливее пытается влиять на экономические процессы в городе. В этой связи на 29,2% возросла результативность противодействия ОПГ в сфере экономики (с 247 до 319), в том числе сформированных на этнической основе (в 10,6 раза; с 22 до 233). Неизменно приоритетными оставались вопросы борьбы с экстремизмом. Профилактические меры позволили свести до минимума число его проявлений (4; 2013 г. – 6). Однако это не дает оснований для самоуспокоенности. Борьба с экстремизмом, профилактика межнациональных конфликтов должна стать приоритетом всех ветвей власти. В его основу необходимо закладывать диалог с населением по наболевшим вопросам, связанным с состоянием этнической преступности и миграционной ситуации, приобщать к нему лидеров национальных диаспор и религиозных конфессий. Здесь, прошу и Вас, уважаемые члены общественного совета, используя свой авторитет и влияние активно включиться в эту работу, учитывая Украинские события. Обеспечено наступательное противодействие незаконной игорной деятельности. Ликвидировано 446 подпольных заведений. Возбуждено 192 дела об административном правонарушении, изъято более 3,2 тыс. ед. игорного оборудования.

Однако штрафные санкции и опасность привлечения к ответственности не перевешивают желание и возможности получения крупной прибыли от ведения незаконной игорной деятельности.Здесь необходимы коллективные усилия власти и общества, представителями которого Вы являетесь, уважаемые члены общественного совета!  Получила развитие общая система профилактики правонарушений, которая способствовала закреплению положительных тенденций в оперативной обстановке, на которых я останавливался выше.  Удалось несколько улучшить показатели в противодействии преступности среди несовершеннолетних, сократить количество (-2,3%) и сохранить низким удельный вес (+1,0%; 3,3%) совершенных ими деяний. Такие результаты достигнуты благодаря реализации ряда программных и законодательных инициатив, в том числе по организации спортивной и военно- патриотической работы в молодежной среде, привлечения детей к трудовой занятости, организованным формам досуга и спорту. Наметились позитивные изменения в обеспечении безопасности дорожного движения. Активизация предупредительной деятельности, в том числе административной практики способствовала снижению числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий (-4,1%; 1763), количества погибших (-8,3%; 66) и раненых (-3,7%; 2110) в результате их граждан. Не теряет остроты вопрос алкоголизации населения. Каждое третье деяние совершается под воздействием алкоголя (32,7%; +12,4%). Это очень серьезная цифра и значимое влияние на неё оказывает широкая сеть розничной торговли спиртным.  Полицией осуществляется большой объем работы по очищению города от фальсифицированного алкоголя, контролю за исполнением требований федеральных и региональных законов, касающихся государственного регулирования оборота алкоголя, ограничения его потребления и продажи, в том числе в парковых зонах. Пресечено около 50 тыс. административных правонарушений в этой сфере. Изъято из незаконного оборота более 8,5 тыс. литра спиртосодержащей продукции. Еще один не решенный социальный вопрос - вырос удельный вес преступлений, совершенных лицами с криминальным опытом (+11,5%; 47,6%) и ранее судимыми (+7,5%; 36,5%). На долю рецидивистов приходится существенное количество тяжких и особо тяжких преступлений. Данная категория граждан упорно не желает вести общественно полезный образ жизни, устойчиво стремится к продолжению совершать криминальные деяния, несмотря на ранее принятые в отношении их уголовно-правовые меры. Своим примером оказывают вредное воздействие на других людей, не добившихся ощутимых результатов в обустройстве собственной жизни, вовлекают в преступную деятельность несовершеннолетних. Более подробно на этом остановится в своем выступлении заместитель начальника полиции Управления Александр Алексеевич Фомин.

Вот далеко неполный перечень проблем, поэтапное решение которых позволит оздоровить криминальную ситуацию в областном центре, повысить престиж полиции и уровень доверия к ней населения. Надеемся на Ваше активное участие и поддержку.

4.      Выступление начальника ФКУ ИК № 2 ГУФСИН России по Нижегородской области подполковника внутренней службы И.Л. Репина на тему: «О мерах воспитательного характера, реализуемых в целях предупреждения рецидивной преступности и социальной дезорганизации осужденных к лишению свободы женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях системы ФСИН России (на примере ФКУ ИК № 2 ГУФСИН России по Нижегородской области)».  

________________________________________________________________________________

И.Л. Репин акцентировал внимание присутствующих на то, что исправительное учреждение ФКУ ИК №2 (старое название УЗ-62/2) ГУФСИН России по Нижегородской области, является исправительной колонией общего режима для осужденных женщин. Приказом Минюста Российской Федерации «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений…» от 17 августа 2012 г. № 162 установлен лимит наполнения - 1415 мест, включая участок колонии-поселения на 50 мест. Дом ребенка при ИК № 2 - 101 место. Она создана на месте, где до 1952 г. находился лагерь для военнопленных, периода Великой Отечественной войны. ИК №2 расположена в черте города. С 1952 г. в колонии содержатся осужденные женщины. В настоящее время в ИК №2 отбывают наказание женщины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также неосторожных преступлений и умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, рецидив преступления: кражи, наркотики, экономические преступления, убийства. Исправительное учреждение ФКУ ИК №2 имеет собственное промышленное производство. Предприятие, в основном специализируется на выпуске швейной продукции: спецодежды и форменного обмундирования. В ИК №2 функционирует филиал профессионального училища №178, которое готовит специалистов по специальностям: швея и оператор швейного оборудования. На базе училища, осужденные проходят подготовку, повышение квалификации и переподготовку рабочих кадров. При исправительной колонии №2 работает вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №39. Особое внимание, со стороны администрации исправительного учреждения, уделяется Дому ребенка. На начало 2013 года в Доме ребенка при ФКУ ИК №2 Нижегородской области проживало 50 детей. «С 2012 года созданы новые условия для матерей: им предоставляется возможность проживать вместе с детьми. Мать круглосуточно может находиться со своим ребенком, что очень хорошо и для мамы, и для ребенка. В 2013 году количество мест для детей в Доме ребенка увеличится с 50 до 100. В настоящее время, на совместном проживании в Доме ребенка пребывают 9 мам и 10 детей. Одна мама родила двойню» - сообщил начальник ГУФСИН России по Нижегородской области. В Доме ребенка содержатся дети осужденных женщин, которые отбывают наказание в исправительной колонии ИК №2. Возраст детей - до 3 лет. Все дети живут по режиму, который необходим для их возраста.

Довел информацию о принимаемых сотрудниками ИК № 2 мерах воспитательного характера, применяемых к осужденным женщинам в целях предупреждения с их стороны фактов рецидивной преступности и социальной дезорганизации осужденных к лишению свободы женщин.

 

5. Выступление заместителя начальника полиции Управления МВД России по г. Н. Новгороду полковника полиции А.А. Фомина на тему: «О реализации положений Федерального закона РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в профилактике рецидивной преступности на территории Нижнего Новгорода».

А.А. Фомин отметил, что за 10 месяцев 2014 года количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами снизилось до 3036 (АППГ – 3709) -673.   Рост повторной преступности наблюдается только в Советском районе областного центра 324 (АППГ-273) +51. 

Профилактика повторной преступности осуществляется полицией по трем основным направлениям: работа с лицами освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно; работа с лицами, осужденными к наказаниям. Не связанным с лишением свободы; работа по реализации положений Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». 

В настоящее время на учете в полиции состоят 6905 ранее судимых граждан. Профилактический учет установлен в отношении 539 условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, 3072 осужденных к мерам наказания не связанным с лишением свободы, 847 состоящих под административным надзором, 2454 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, имеющих непогашенную либо не снятую судимость, по формальным признакам, подпадающих под действие административного надзор.

Указанная категория граждан состоит на особом контроле, поскольку освобожденный хоть и находится на свободе, но все-таки не отбыл полностью наказание и в случае нарушения им определённых правил освобождение может и должно быть отменено, и он должен быть возвращен в учреждения пенитенциарной системы. Однако, в работе с ними существует такая проблема, как отсутствие конкретных ограничений при условно-досрочном освобождении. Так в 90% случаев им устанавливаются такое ограничение «не совершать административных правонарушений», которое не отражает в полной мере общественную опасность освобождаемого. Всего на данный период времени состоит на учете 539 лиц освобожденных условно-досрочно. В отношении 5 лиц направлены ходатайства о замене УДО на реальную меру наказания, 3 из них удовлетворены.  

Одной из мер уголовно-правового характера и главной альтернативой лишению свободы является условное осуждение, преимущество которого заключается в том, что оступившийся человек имеет реальную возможность реабилитировать себя вне изоляции от общества. Систематическая воспитательная работа участковых уполномоченных полиции с условно осужденными, является одним из важных средств исправления, которое дает результаты в исправлении условно осужденного, изменении негативных черт его личности, антисоциальных установок.  Также участковыми уполномоченными полиции собираются сведения о связях в преступной среде и образе жизни лиц, об окружении и круге знакомств, состоящих на профилактических учетах осужденных условно. Всего с января по октябрь  2014 года в УИИ ГУФСИН направлен 81 рапорт о замене условного осуждения на реальную меру наказания, из них 55 удовлетворено. Осуществляется взаимодействие с оперативными подразделениями. В текущем году в эти подразделения передано 210 оперативно-значимые информации, по которым в дальнейшем было раскрыто 25 преступлений.  В целях повышения контроля за лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно, совместно с ГУФСИН МЮ России по Нижегородской области, в период с 13 по 15 февраля  2014 года организовано проведение оперативно-профилактической операции «Условник».  

По итогам 10 месяцев административной надзор осуществляется в отношении 847 лиц, в том числе: 417 лиц, судимых за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве;  306 лиц судимых за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 61 лицо, судимое за совершение преступления при рецидиве преступлений; 63 лица, судимых за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;

Всего на учете состоят 2454 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, имеющих непогашенную либо не снятую судимость, по формальным признакам, подпадающих под действие административного надзор: 2230 за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 222 за совершение преступления при рецидиве преступлений; 2 за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 1 за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве.

 Всего с надзором из исправительных учреждений прибыло 193 человека: 63 лиц за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 5 за преступления при рецидиве преступлений; 8 за  преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего; 117 за преступления при опасном или особо опасном рецидиве.

Из других регионов прибыло 91 поднадзорное лицо: 24 лиц за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 5 за преступления при рецидиве преступлений; 7 за  преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего; 55 за преступления при опасном или особо опасном рецидиве.

За истекший период Управлением МВД России по г.Н. Новгорду направлено 136 материалов в суд на установление административного надзора, из них: 91 за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 12 за преступления при рецидиве преступлений; 2 за преступления против половой неприкосновенности половой свободы несовершеннолетнего; 31 за преступления при опасном или особо опасном рецидиве.

 Всего установлен административный надзор по инициативе органов внутренних дел в отношении 117 лиц, из них: 74 за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 12 за преступления при рецидиве преступлений; 3 за преступления против половой неприкосновенности половой свободы несовершеннолетнего; 28 за преступления при опасном или особо опасном рецидиве.

В целях повышения уровня взаимодействия участковых уполномоченных полиции, наружных служб, дежурных частей и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по контролю за ранее судимыми  лицами, состоящими под административным надзором, установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также выявления правонарушений, допущенных лицами, формально подпадающими под действие Федерального Закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», на территории Нижегородской области в период с 17.03-20.03.2014, с 23.06.-27.06.2014,15.09-19.09.2014г. проведены оперативно-профилактические операции «Надзор».

 Осуществлено 4 акции «День микрорайона», в проведении которых задействованы не только сотрудники полиции, но и сотрудники других субъектов профилактики (Администрация, УИИ ГУФСИН). 

Целенаправленная работа с ранее судимыми лицами напрямую влияет на общую криминогенную ситуацию в городе, и от того, как все субъекты профилактики будут ее осуществлять, зависит в конечном итоге состояние правопорядка и защищенность жителей областного центра от преступных посягательств.    

Вместе с тем в ходе реализации федерального закона №64-ФЗ выявлен ряд проблемных вопросов: 

1. До сих пор имеются факты прибытия из исправительных учреждений ГУФСИН РФ к месту жительства на территорию областного центра лиц, которым административный надзор установлен на срок, меньший чем предусмотрен положениями Федерального закона. 

Так на территории Нижегородской области,  Варнавинским районным судом Нижегородской области председательствующего судьи Страхова А.Н., по заявлению ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Нижегородской области об установлении административного надзора осужденному Сайгашкину Сергею Ивановичу,08.08.1971года рождения, осужденного 23.12.2005 года Сормовским районным судом г. Н. Новгорода по статям 151 ч.1, 135,132  ч.3 п. «в»,  242,69 ч.3 УК РФ к 9 лет 7 месяцам лишения свободы, было вынесено решение, установить Сайгашкину С.И административный надзор сроком на 2 (два) года с административными ограничениями, что является прямым нарушением требований п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ. 

2. Освобождение из мест лишения свободы лиц, которые освобождаются «вникуда».

Так продолжается практика освобождения из исправительных учреждений в несуществующие адреса и в адреса, при проверке которых участковыми выявляются факты проживания лиц, посторонних для освобождаемого. Считаем, что в таких случаях администрациям исправительных учреждений следует до освобождения проводить с освобождаемыми работу по установлению адресов, в которых освобождаемые намерены проживать РЕАЛЬНО. Вместе с тем мы понимаем, что не освободить по отбытии срока исправительное учреждение не может. Поэтому просим администрации направлять вместе со справкой об освобождении копии приговоров и сведения о близких родственниках (содержащиеся в личном деле осужденного), сведения о лицах, с которыми освобождаемый поддерживал отношения в период отбывания наказания (как находящиеся в исправительном учреждении, так и тех, кто к нему прибывал на свидания).

 

Обсуждение выступления заместителя начальника полиции Управления МВД России по г. Н. Новгороду полковника полиции А.А. Фомина.

 

А.М. Кузьмин: Сколько условников состоит на учете в ОВД Нижнего Новгорода?  Сколько из них совершает преступления повторно? Каков состав этих преступлений?

А.А. Фомин: Все по составам преступлений, предусмотренных ст. 116, 115, 119 УК РФ, и около 20% от совершивших преступление, предусмотренное ст. 158 УК РФ, состоят на учете в полиции. В настоящее время на 15% количество повторных преступлений снижено.

И.Н. Романов: Часто получается, что человек освобождается из мест лишения свободы, а потом исчезает. Как быть в такой ситуации, как отследить место нахождения человека?

В.А. Дежуров:  Такая процедура есть по административному надзору, но он не всем устанавливается. Поэтому правоохранительные органы не могут повоздействовать на то, куда человек прибудет после освобождения из МЛС. Наложил отпечаток период, когда законодательно не функционировал административный надзор.

6.      Выступление начальника ОУР Управления МВД России по г. Н. Новгороду майора полиции С.А. Полянского на тему: «Организация взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и профилактики наркопотребления».

_______________________________________________________________________

По словам С.А. Полянского, за 10 месяцев 2014 г. на территории г. Н. Новгорода был отмечен рост на 337 (1885 / 1548) выявленных наркопреступлений. Также в текущем году раскрыто на 138 (774 / 636) наркопреступлений больше, чем в предыдущем. По выявленным преступлениям сотрудниками Управления МВД России по г.Н.Новгороду из незаконного оборота изъято на 238 кг. наркотиков больше по сравнению с прошлым годом (264 кг. 607 гр. / 26 кг. 610 гр.). В ходе проведенного анализа установлено, что наиболее криминогенно – сложная ситуация сложилась в Автозаводском и Ленинском районах г.Н.Новгорода. Так в данных районах выявлено 43 % наркопреступлений совершенных в областном центре. В связи с чем, руководством Управления принято решение об усилении подразделений наружных служб в данных районах. Сотрудникам оперативных подразделений поставлена задача в выявлении и привлечении к уголовной ответственности лиц, осуществляющих незаконный сбыт наркотических средств.

С.А. Поянский привел характерные примеры раскрытия данного вида наркопреступлений:

Сотрудниками ОУР ОП № 6 в ходе проведенных ОРМ был задержан гр. 1981 г.р., который незаконно хранил и сбывал наркотические средства бесконтактным способом (методом «закладок») в отношении данного гражданина были возбуждены ряд уголовных дел, а также из оборота изъято 100 грамм наркотических средств.

Сотрудниками ОУР ОП № 8 в ходе проведенных ОРМ были задержаны гр. 1988 г.р., гр. 1985 г.р., и гр. 1983 г.р., которые в составе ОПГ осуществляли сбыт наркотических средств бесконтактным способом на территории г. Н. Новгорода. В отношении данных гражданин были возбуждены ряд уголовных дел, а также из оборота изъято более 1,5 кг. наркотических средств.

Руководством Управления взаимодействие между подразделениями организуется проведением профильных операций с привлечением всех подразделений КМ и МОБ, таких как «Сообщи, где торгуют смертью!», «МАК», «Наркосеть», «Наркопритон», «Канал», «Дискотека», «Наркоман», «Мы выбираем жизнь». За период проведения операций в правоохранительные органы поступило 1891 сообщение от граждан по вопросам противодействия наркомании. Осуществлено 1290 задержаний лиц, причастных к НОН, составлено 967 административных протоколов по линии НОН, из них 391 по ст.6.9 КоАП РФ, 480 по ст.20.21 КоАП РФ, возбуждено 126 уголовных дел, из них 77 по ст.228 УК РФ за хранение наркотических средств, 33 по ст.228.1 УК РФ за сбыт наркотических средств, а также 5 по 232 УК РФ за организацию и содержание наркопритонов, изъято 3652 грамма наркотических средств. Также в ходе операций постоянно проверяются лица, причастные к НОН и состоящие на оперативном учете, за время операций было проверенно 1987 лиц данной категории.

Основными целями и задачами проводимых операций является выявление лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, а именно лиц употребляющих и распространяющих наркотические средства и психотропные вещества, а также установление и перекрытие каналов поступления наркотиков в г.Н.Новгород. Второстепенной задачей операций является налаживание работы между подразделениями, что приводит к значительным результатам установления цепи наркосбытчиков.

В ходе проводимых операций отрабатываются состоящие на оперативном и иных учетах потребители наркотических средств, а также лица, уличенные в причастности к незаконному обороту наркотиков. В ходе проверок постоянно обновляется учет лиц, причастных к НОН, а также ведется активная отработка проверяемых лиц и их связей на причастность к совершению имущественных преступлений, а также преступлений против личности.

Вся полученная информация представляющая оперативный интерес, а также информация поступающая от задействованных подразделений (УУП, ППС, ОВО, ПДН, ГИБДД) о местах концентрации, местах доставления лиц, причастных к НОН централизованно заносится в БД «Мониторинг», для отработки и обновления учетов.

Нередко в ходе оперативного сопровождения уголовных дел данной направленности, на основе тесного взаимодействия сотрудников ОУР с органами следствия и дознания, выявляются дополнительные эпизоды преступной деятельности фигурантов связанные как с незаконным оборотом наркотиков, так и с имущественными преступлениями.

Последнее время налажено тесное взаимодействие между оперативными подразделениями Управления, Главка, ФСКН, ФСИН и ФСБ, на основании того что в конце сентября 2014 года в незаконном обороте появилось новое психоактивное вещество – MDMB (N) BZ – F. Употребление данных веществ вызывает формирование зависимости, нарушение психического состояния, отравления, зачастую с летальным исходом, а также попытки суицида.

В настоящее время установлено, что ПАВ реализуются бесконтактным способом посредством сети Интернет. В настоящее время совместными усилиями в отношении данных лиц проводятся ОРМ по документированию их преступной деятельности.

В ходе проведенных межведомственных и рабочих совещания оперативных подразделений дислоцированных на территории г. Н. Новгорода приняты следующие решения по недопущению распространения нового ПАВ: проведения совместных оперативно - профилактические и оперативно - разыскных мероприятия, а именно: подготовлен межведомственный план по выявлению и пресечению распространения новых видов ПАВ, ориентирован весь личный состав подразделений МВД, ФСКН и др. Даны целевые задания негласному аппарату. Запланированы проведение совместных рейдовых мероприятий в местах досуга молодежи. Постоянно проводится мониторинг сети Интернет с целью выявления сбытчиков вышеуказанного вещества. Посредством СМИ было информировано население о фактах отравления новым видом ПАВ, доведены телефоны доверия МВД, ФСКН. В оперативных подразделениях взята на особый контроль работа по ДОУ в отношении сбытчиков ПАВ. Также организовано взаимодействие между оперативными подразделениями Кировской области и ХМАО и регионами ПФО. Создана рабочая группа из сотрудников оперативных подразделений МВД и ФСКН для осуществления выездов в ГКБ (№33 и наркодеспансер на ул. Дъяконова) с целью опросов отравившихся.

В ходе проведенного анализа поступившей информации о выявлении телефонов по распространению психоактивных веществ на территории г.Н.Новгорода были установлены используемые распространителями ПАВ абонентские номера, а также номера ICQ, в настоящее время все указанные телефонные номера проверяются оперативным путем, с целью проведения ОРМ и СТМ в отношении наркосбытчиков, для установления каналов поступления ПАВ на территорию областного центра.

Также основной упор по противодействию новому виду ПАВ сотрудниками МВД и ФСКН направлен на проведение профилактических мероприятий среди молодежи, с привлечением молодежных организаций, и антинаркотических бесед в школах и ВУЗах города Нижнего Новгорода.

Управлением МВД России по г.Н.Новгороду были определены основные задачи в противодействии наркопреступности, а именно:

- обеспечение неотвратимости реальной административной ответственности лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков (ст.6.8; ст.6.9 КоАП РФ), в виде предусмотренного законом административного ареста и ответственности за неуплату штрафов.

- активная работа правоохранительных органов с административно-арестованными, по выявлению источников сбыта наркотиков и мест дислокации наркопритонов, а также медицинские и общественные организации, которые будут предлагать эффективную помощь им в прекращении наркотизации с помощью реабилитационных центров и социализирующих программ.

- создание обстановки «нарконетерпимости». Для чего правоохранительными органами, органами власти, здравоохранением и общественными организациями-участниками проводится встречи с населением, собрания, акции по повышению доверия граждан к правоохранительным органам (телефоны доверия и пр.), кардинально изменена и ощутимо повышена активность оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, а также работа участковых-уполномоченных полиции в данной сфере.

Многие из поставленных задач уже реализованы и имеется положительные результаты. Так вырос уровень авторитета правоохранительных органов и доверия у населения. Результаты проводимых оперативно – профилактических операций по противодействию наркотикам с привлечением общественности, говорят о готовности граждан оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с наркопреступностью.

Обсуждение выступления начальника ОУР Управления МВД России по г. Н. Новгороду майора полиции С.А. Полянского.

Е.В. Космачев: Предлагаю провести комплексные рейдовые и иные профилактические мероприятия администрации, полиции, Общественного совета, направленные на пресечение распространению наркотиков, уничтожение рекламы курительных смесей и  миксов.

А.И. Гальченко: Пресечение распространения на территории Нижнего Новгорода курительных миксов очень актуальное на сегодняшний день направление. На многих домах сегодня размещена реклама наркотиков и сил полиции в противодействии этому злу недостаточно.

А.С. Синельников: Сегодня была озвучена цифра, что около 40% находящихся в местах лишения свободы осужденных – это распространители наркотиков. Установлены ли дистрибьютеры? Каков трафик? Какая работа в данном направлении проводится?

С.А. Полянский: Большая работа в данном направлении деятельности ведется сотрудниками городской полиции совместно с коллегами из ФСКН.

В.Н. Пронин: Крупные партии наркотиков прибывают к нам  в регион из Московской области, курительные смеси – из Китая, а выявление каналов и трафиков – компетенция наркоконтроля.

7.      Выступление заместителя прокурора г. Н. Нижнего Новгорода младшего советника юстиции С.А. Зайцева на тему: «Организация взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и профилактики наркопотребления».

С.А. Зайцев пояснил о моделях взаимодействия прокуратуры с полицией Нижнего Новгорода, исправительными учреждениями и гражданами в целях пресечения наркопреступлений. Отметил недостатки в деятельности правоохранительных органов, на которые стоит уделить внимание в целях активизации деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Из нераскрытых преступлений данного вида около 60% составляет сбыт, а 40% - хранение, а из раскрытых преступлений – все наоборот. В 10 раз увеличилось количество изъятых наркотических средств на территории Нижнего Новгорода. Но это не способствует снижению потребителей, ежегодно все больше граждан становятся наркоманами (2013 г. – 4400 граждан, 2014 г. – 4622 человека). Работа по взаимодействию с общественностью в 2014 году пошла на снижение. 5 наркопритонов выявлено в 2014 году на территории города, в 2013 году – 15. Работа эта требует активизации. В каждом районе в торговых точках размешены ящики для обращений граждан, куда они могут сообщить информацию о наркоманах и притонах. Функционируют на постоянной основе горячие линии. Слабое информирование населения о размещенных ящиках, о работе горячей линии, отсутствие обратной связи с населением – все это причины неэффективности проводимой работы.

Обсуждение выступления заместителя прокурора г. Н. Нижнего Новгорода младшего советника юстиции С.А. Зайцева.

А.И. Гальченко: Курительные смеси пользуются вниманием подростков, которые считают их безобидными. Хотя сейчас они хуже, чем наркотики. Перечислил симптомы, которые возникают у детей, употребляющих наркотиками. Прокуратурой города совместно с наркодиспансером разработана методичка для распространения среди населения с целью профилактики.

В.А. Дежуров: Очень знаковая вещь в том, что наши подразделения, которые раньше работали в составе одного ведомства, собираются для выражения общих усилий с помощью предложений всего общества. Надеюсь на дальнейшее плодотворное взаимодействие наших подразделений, направленное на возвращение в общество людей, готовых жить на свободе.

РЕШЕНО: 

  1. Председатель Общественного совета (В.А. Гребенщиков), заместитель председателя Общественного совета (Г.А. Егорочкин, А.В. Комяков, А.М. Кузьмин) и члены Общественного совета:

1.1.         Принять к сведению и учету в работе информацию докладчиков.

1.2.         Исключить из состава Общественного совета в связи со смертью Л.М.Лукиных.

1.3.         Создать рабочую (экспертную) группу Общественного совета с численным составом в количестве 9 человек (приложение № 1 к решению заседания Общественного совета), наделив ее полномочиями, связанными с рассмотрением инициатив граждан и общественных формирований по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел.

1.4.         Довести до сведения трудовых коллективов по основному месту работы информации о функционировании «горячих телефонных линий» и ящиков для приема сообщений в целях противодействия незаконному обороту наркотиков.

1.5.         Рассмотреть вопрос об установке по основному месту работы ящиков для приема сообщений о местах распространения наркотиков.

1.6.         В рамках проведения в 2014-2015 годах встреч с трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций под девизом «Охрана правопорядка – задача общая» довести до граждан информацию о негативе употребления курительных смесей.

  1. Председатель Общественного совета (В.А. Гребенщиков), заместитель начальника Управления МВД России по Нижнему Новгороду (Горячев С.А.):

2.1.         В срок до 20 декабря 2014 г. разработать и согласовать с членами Общественного совета «План работы Общественного совета при Управлении МВД России по Нижнему Новгороду на 2015 год».

2.2.         В срок до 25 декабря 2014 года осуществить реализацию мероприятий, утвержденных «Планом работы Общественного совета при Управлении МВД России по Нижнему Новгороду на 2014 год».

  1. Члены Общественного совета, заместитель начальника полиции Управления МВД России по г. Н. Новгороду (А.А. Фомин):

3.1.         Провести рейдовые мероприятия с участием сотрудников полиции и Общественного совета по проверке поднадзорных граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также семей, состоящих на профилактическом учете.

Председатель Общественного совета при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду                                                                 В.А. Гребенщиков

Секретарь Общественного совета при Управлении МВД России по г. Н. Новгороду                                                                           А.В. Ерегин